I wanna feel me living my life... outside my walls © Art of life
Иногда культурология бывает занимательной даже для меня.
Жаль, что моя кафедра глубоко европоцентрична, и я не нужна там никому со своей Японией.
"Она [японская культура] тяготеет к самореализации в мелких пространственных формах, склонна к детализации, структуризации, каталогизации; процедура измерения играет в ней крайне значительную роль; она отличается своего рода агорафобией, относительной неразвитостью стратегического, абстрактного мышления. Эту культуру можно определить как «близорукую» и «интровертную», имея в виду, что она (в противоположность культурам «дальнозорким» — российской, например) осваивает прежде всего ближнее, «околотелесное» пространство. Размеры этого пространства определяются взглядом, визуальными возможностями человека. По мнению А.Н.Мешерякова, взгляд японца прежде всего фиксируется на малом, доступном непосредственно-чувственному восприятию и наблюдению. В результате этого развивается способность к детальному структурированию ближнего пространства, умение видеть и замечать малейшие изменения в нем, приводить его в высокоупорядоченное состояние. Поэтому и реальное освоение пространства происходит за счет не столько физического расширения окультуренной зоны, сколько детального структурирования малого (см. [115, с. 10]). Отсюда вытекает и сам способ познания мира. Японцы познают мир практически-конкретно-чувственно. Они смотрят очень внимательно и слушают очень внимательно. Взгляд продлевает себя в слухе, обонянии, осязании, вкусе (и здесь, как и в индийской и китайской культурах, все пять чувств состоят в нерасторжимом единстве). Но подробное «обнюхивание», «ощупывание» мира, характерное для системы японско го мировосприятия, как раз и являются следствием визуальной перцепции «ближнего» пространства.
<…>
Для японского способа мировосприятия внешнее является необходимым, тогда как внутреннее — истинным. В отличие от ортодоксально го буддиста японец считает внешний мир не обманчивым, но лишь преходящим, а потому — ненадежным. Устойчивым и надежным представляется только мир внутренний. Отсюда — повышенное внимание имен но к «внутренней», «сокровенной» природе человека, а также особая значимость способности «внутреннего видения» в системе традиционной японской культуры в целом."
(с) Главева Д.Г. "Традиционная японская культура. Специфика восприятия."
Жаль, что моя кафедра глубоко европоцентрична, и я не нужна там никому со своей Японией.
"Она [японская культура] тяготеет к самореализации в мелких пространственных формах, склонна к детализации, структуризации, каталогизации; процедура измерения играет в ней крайне значительную роль; она отличается своего рода агорафобией, относительной неразвитостью стратегического, абстрактного мышления. Эту культуру можно определить как «близорукую» и «интровертную», имея в виду, что она (в противоположность культурам «дальнозорким» — российской, например) осваивает прежде всего ближнее, «околотелесное» пространство. Размеры этого пространства определяются взглядом, визуальными возможностями человека. По мнению А.Н.Мешерякова, взгляд японца прежде всего фиксируется на малом, доступном непосредственно-чувственному восприятию и наблюдению. В результате этого развивается способность к детальному структурированию ближнего пространства, умение видеть и замечать малейшие изменения в нем, приводить его в высокоупорядоченное состояние. Поэтому и реальное освоение пространства происходит за счет не столько физического расширения окультуренной зоны, сколько детального структурирования малого (см. [115, с. 10]). Отсюда вытекает и сам способ познания мира. Японцы познают мир практически-конкретно-чувственно. Они смотрят очень внимательно и слушают очень внимательно. Взгляд продлевает себя в слухе, обонянии, осязании, вкусе (и здесь, как и в индийской и китайской культурах, все пять чувств состоят в нерасторжимом единстве). Но подробное «обнюхивание», «ощупывание» мира, характерное для системы японско го мировосприятия, как раз и являются следствием визуальной перцепции «ближнего» пространства.
<…>
Для японского способа мировосприятия внешнее является необходимым, тогда как внутреннее — истинным. В отличие от ортодоксально го буддиста японец считает внешний мир не обманчивым, но лишь преходящим, а потому — ненадежным. Устойчивым и надежным представляется только мир внутренний. Отсюда — повышенное внимание имен но к «внутренней», «сокровенной» природе человека, а также особая значимость способности «внутреннего видения» в системе традиционной японской культуры в целом."
(с) Главева Д.Г. "Традиционная японская культура. Специфика восприятия."