Я даже не знаю, для кого я пишу этот пост.
Ибо он вновь будет посвящён Якутии.
Но в данном случае - якутскому кинематографу.
Про существование локального кинематографа в Якутии я знаю уже давно. И первым моим знакомством с ним был фильм
"Тыал баарын тухары" ("Покуда будет ветер"), который запомнился мне довольно красивой, пусть и не самой оригинальной историей, изрядной порцией национального колорита и некачественной операторской работой. После чего мои отношения с якутским кино как-то не складывались.
И вот буквально пару дней назад в новостной ленте я наткнулась на занимательную
статью, повествующую о прошедшем втором якутском кинофестивале. А если точнее - в статье представлен краткий обзор наиболее ярких (по мнению автора) кинолент, вышедших в прокат в кинотеатрах республики в нынешнем году.
Почитайте, кстати, это интересно И я вдруг поймала себя на том, что некоторые из этих самых кинолент мне действительно хочется посмотреть. Правда найти их в сети в итоге оказалось задачей практически не выполнимой.
Из моего личного списка "хочу увидеть" отыскать в интернете удалось лишь байопик "Айыы Уола". Поэтому о нём и пойдёт речь.
Пафосный, слишком пафосный трейлер. Благо сам фильм не такой.
Ещё одна примечательная деталь - в большинстве трейлеров якутских фильмов отсутствуют русские субтитры. Хотя к самим фильмам они прилагаются, правда в данном случае - с невероятно корявым таймингом и на коленке слепленные. Боже, дайте мне, я сделаю вам нормальные субтитры, ребят, ну что за дела Хотя возможно, на дивиди они были не такие корявые.читать дальшеЛирическое отступление. Песня на 01:27 - именно из-за неё мне захотелось посмотреть этот фильм. Ибо я поняла, что я её знаю. Более того - этот припев я знаю на якутском, не зная при этом самого якутского Долго не могла вспомнить, откуда. Вспомнила. Одна моя якутская знакомая очень часто пела её. И меня научила Года два назад это было. Мне песня нравилась, но я понятия не имела, кто исполняет её в оригинале. Да и не очень жаждала это знать, признаюсь честно. А вот оно оказывается как.
Айыы Уола (в народе - Саша Самсонов или просто Шурик) - звезда якутской эстрады, как несложно догадаться. Многие его песни по звучанию сильно напоминают небезызвестный "ласковый май" Даже тембр голоса в чём-то схож. Поэтому не могу сказать, чтобы я была в восторгах от его творчества и его вокальных данных. Хотя надо отдать мальчику должное: и на нескольких музыкальных инструментах он играть умел, и слух имел замечательный, и песни все для себя писал сам, пусть они и были простыми аки арифметика у первоклашек. То были лихие 90-е, и люди жаждали чего-то простенького и душевного. Да и что ещё мог написать обыкновенный деревенский мальчишка?
Но оставим творчество в стороне. Шурик сам по себе крайне трогательный персонаж. Родился он в небольшом селе, с детства любил петь, учился хорошо и мечтал поступить в университет. Однако в 17 лет попал в больницу, где ему поставили диагноз "капилляротоксикоз почечной формы". В больнице парень провёл аж полгода, после чего врачи просто сложили руки, заявив, что медицина тут бессильна, и отпустили домой. Но Шурик решил не сдаваться и продолжать заниматься любимым делом - музыкой. И хотя при его болезни играть на гитаре было противопоказано - начинали кровоточить пальцы, - он продолжал играть. Когда болезнь на время отступила, мальчик записал свой первый любительский альбом и выступил со своей песней на Ысыахе - главном национальном празднике. А дальше - стремительно растущая популярность, толпы поклонниц, концерты, запись второго альбома в профессиональной студии, автографы, слава и вернувшаяся с новой силой и прогрессирующая болезнь. Выступать ему приходилось с кровоточащими ногами, о чём знали только люди из близкого окружения. Но Шурик продолжал идти вперёд. Летом 98-го он сумел поступить в университет на культуролога, и не по инвалидности, а на основании общего конкурса. Правда так ни разу там и не появился, ибо осенью скончался в реанимации. На тот момент ему было 20 лет. За свою жизнь он успел дать лишь один сольный концерт.
А теперь непосредственно о фильме. Конечно, на звание шедевров кинематографа он не претендует, но некоторые сцены за душу берут К актёрам больших претензий у меня нет (уж всяко лучше, чем многие японские айдолы Менкяров в главной роли вообще молодец ), операторская работа тоже на очень достойном уровне. Есть вопросы к сценаристам, ибо смысла одной сцены я вообще не уловила, и слишком много временных скачков, отчего создаётся путаница и ощущение раздробленности сюжета. Но ладно, это можно простить. Несказанно радует отсутствие излишнего драматического пафоса. Вся эта трагическая история подана как-то незатейливо и жизнеутверждающе. Фильм, пожалуй, вышел таким же простым, светлым и трогательным, как и душа этого мальчика. И чувствуется, что сделан был с большой любовью Последняя сцена была хороша, действительно хороша. Но лучше я не буду вдаваться в подробности
Даже не знаю, отчего я пишу обо всём этом такой длинный пост. Наверное, меня просто тронула история этого мальчишки. И почему с хорошими мальчиками всегда что-нибудь не так?
Возвращаясь к якутскому кино...я очень хочу посмотреть фильмы Миши Лукачевского. Этакий эстет и поклонник Тарковского. Вот чего-чего, а якутского арт-хауса мне смотреть пока не доводилось
И нет, это не хоррор Надеюсь, в ближайшее время его работы тоже появятся в сети.
Вы же не начнёте от меня отписываться после таких постов?