Kodoku no Ookami
I wanna feel me living my life... outside my walls © Art of life
Иногда культурология бывает занимательной даже для меня.
Жаль, что моя кафедра глубоко европоцентрична, и я не нужна там никому со своей Японией.
"Она [японская культура] тяготеет к самореализации в мелких про­странственных формах, склонна к детализации, структуризации, каталогизации; процедура измерения играет в ней крайне значительную роль; она отличается своего рода агорафобией, относительной неразвитостью стратегического, абстрактного мышления. Эту культуру можно оп­ределить как «близорукую» и «интровертную», имея в виду, что она (в противоположность культурам «дальнозорким» — российской, напри­мер) осваивает прежде всего ближнее, «околотелесное» пространство. Размеры этого пространства определяются взглядом, визуальными воз­можностями человека. По мнению А.Н.Мешерякова, взгляд японца пре­жде всего фиксируется на малом, доступном непосредственно-чувст­венному восприятию и наблюдению. В результате этого развивается спо­собность к детальному структурированию ближнего пространства, уме­ние видеть и замечать малейшие изменения в нем, приводить его в высокоупорядоченное состояние. Поэтому и реальное освоение прост­ранства происходит за счет не столько физического расширения окуль­туренной зоны, сколько детального структурирования малого (см. [115, с. 10]). Отсюда вытекает и сам способ познания мира. Японцы познают мир практически-конкретно-чувственно. Они смотрят очень вниматель­но и слушают очень внимательно. Взгляд продлевает себя в слухе, обо­нянии, осязании, вкусе (и здесь, как и в индийской и китайской культу­рах, все пять чувств состоят в нерасторжимом единстве). Но подробное «обнюхивание», «ощупывание» мира, характерное для системы японско­ го мировосприятия, как раз и являются следствием визуальной перцеп­ции «ближнего» пространства.
<…>
Для японского способа мировосприятия внешнее является необхо­димым, тогда как внутреннее — истинным. В отличие от ортодоксально­ го буддиста японец считает внешний мир не обманчивым, но лишь пре­ходящим, а потому — ненадежным. Устойчивым и надежным представ­ляется только мир внутренний. Отсюда — повышенное внимание имен­ но к «внутренней», «сокровенной» природе человека, а также особая значимость способности «внутреннего видения» в системе традицион­ной японской культуры в целом."

(с) Главева Д.Г. "Традиционная японская культура. Специфика восприятия."

@темы: Japan